В
Размышления о смысле жизни (по просьбе читателя)
Итак, в чём же смысл жизни?
Для меня ответ вряд ли возможен вне веры в Абсолютную Идею или Бога-Творца (Творческий животворящий Дух Мироздания). Человек – по Его образу и подобию. Т.е. в каждую разумную личность Создатель изначально тоже вложил некую божественную идею (призвание, предназначение), ради которой Творец призвал тебя в мир в определённую временную и пространственную точку исторического процесса (отбора) на Свою войну с тьмой и хаосом - как потенциального солдата армии Света. Следование этой сверхзадаче и является Смыслом жизни. Тебе для этого Творцом даны ДАРЫ – силы, возможности, время жизни, таланты, которые велено не зарывать в землю, а вернуть умноженными и получить тем самым вечное продолжение в Доме Отца (в Царстве). Помните Пушкинского Пимена?
«Исполнен долг, завещанный от Бога мне, грешному. Недаром многих лет свидетелем Господь меня поставил и книжному искусству вразумил…»
Кроме притчи о талантах, нас «вразумляют» также главы о Страшном Суде, о богатом юноше, о милосердном самарянине, о Лазаре и нищем и многие другие. Таланты и дары у нас разные. «Даром» могут быть даже физическая немощь и страдание, которые при надлежащем использовании приносят венец (пример красного мученика Николая Островского). Но главное, - дары должно употребить на замысел Творца о тебе, на светлую сторону твоей личности.
И ещё тебе подарена свобода выбора:
1.Сознательно отказаться от призвания, предав Замысел Творца и перейдя на сторону армии тьмы. (Не с Богом, а против Бога)
2. Дезертирство. Зарыть дары и таланты в землю – как бы чего не вышло. (Равнодушие, трусость, теплохладность).
3. Бездумно истратить таланты на службу своей падшей природе (Маммоне, Золотому Тельцу) - по принципу «ешь, пей, веселись». Духовное банкротство: («Всякому имеющему дастся и приумножится, а у не имеющего отнимется и то, что имеет»)
4.Вступить в армию Творца (Света) в качестве раба (из страха) или наёмника (из корысти) и честно служить – в обмен на Царство Небесное.
5. Сыновство. Добровольное вступление в армию Отца из-за самоотверженной любви к Его Делу. Выбор этот бывает и неосознанным, по зову сердца. Пример -у многих «совков», вроде бы атеистов, без раздумья отдававших жизнь «за «лучший мир, за святую свободу» и за «светлое будущее». «Светлое», а не «сытое»! Здесь было исполнено главное: «Дай Мне, сыне, сердце твоё». А то, что любовь к «неведомому» Отцу вроде бы подменяет любовь к Его Делу, - не имеет значения. Ведь Сам Творец истово служит Своему Замыслу, взойдя на крестную Голгофу.
Награда для Александра Матросова- сына уже заключена в самом наслаждении сделать то, что ему захотелось больше всего на свете - положить душу «за други своя», остановив врага.
«Ни раб, ни наёмник Царства не наследуют. Сын наследует». Истинный верный наследник Замысла может быть только добровольцем, «рождённым свыше».
Накорми, приюти, согрей, утешь… Спасаешься, спасая других.
Суть вышесказанного - в новозаветных заповедях о любви к Богу и ближнему. Когда мы говорим: «Бог есть любовь», то имеем в виду прежде всего Его Дело, Замысел о мире.
«Возлюби Бога превыше всего и ближнего, как самого себя».
Возлюбить Бога – это, прежде всего, возлюбить себя. Не разрушительные собственные страсти и пороки, не падшую свою природу, а образ и подобие в себе. Заложенный в тебе смысл жизни, свою светлую сторону, которая проявляется и в твоём отношении к ближним (кому в данный момент нужна помощь). Не только в делах милосердия, но и чтобы они тоже смогли осуществить своё Призвание, созидательное начало, свой смысл жизни. Возлюбить ближнего – возлюбить и в нём светлую сторону, «образ и подобие». Помочь друг другу состояться.
Тем самым выполним и первую заповедь о любви к Богу, соучаствуя в Его Замысле:
«Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне»
«Друг друга тяготы носите и так исполните Закон Христов».
Речь тут идёт не только о жилье и пропитании, но и о смысле жизни.
Вышесказанное положено в основу моего проекта Изания (Исполни Замысел Неба) (Закон, Заповедь, Завет – всё подходит). Увидеть в другом не конкурента, не соперника, а своё дополнение.
Итак, каждой личности дана свобода –принять Замысел или отвергнуть. Быть иль не быть. «Жизнь и смерть предложил Я тебе».
В адские сковородки и котлы не верю (Бог - не садист). Ад ( вечное самоотлучение бессмертной души от Источника Жизни) – страшнее сковородок. Причём определится вина как самой несостоявшейся личности, так и тех, кто помешал Замыслу. (чиновники, «слепые вожди слепых», теплохладные, соблазнители и «денежные мешки»).
Чудовищным представляется в этой связи равнодушие нынешнего теплохладного общества к простым людям, к слабому. Даже не к его страданиям от нищеты, но к невозможности достойно реализоваться в Замысле. Востребована, главным образом, изнанка личности. Человек вынужден зарабатывать на хлеб с маслом не только на собственных непотребствах, но и на безумствах своих хозяев, властей, чиновников, потрафлять вкусам толпы и хищников всех мастей.
Какой страшный грех – воровать у ближних и транжирить дары Творца, препятствуя исполнению Замысла!
«Сатана» так в переводе и означает: «препятствие». Русский язык уникален тем, что в его «высоких» словах практически содержатся и ответы на большинство «высоких» вопросов. Жёсткость древних слов указывает, что в мироздании идёт извечная война - Творца-созидателя с разрушителями армии хаоса и тьмы. Это - процесс неизбежный, потому что без искушений, без древа познания добра и зла, без права выбора нет свободы. А без свободы невозможны ни творчество, ни духовное возрастание. Человек по замыслу – свободный сотворец Творцу, именно в этом его богоподобие. Однако выбираем мы сплошь и рядом непослушание, переходя на сторону врага.
«И поле битвы – сердца людей».
Обычно прихожане на вопрос о смысле жизни отвечают: - в том, чтобы спастись, попасть в Царство Небесное. Что-то чуждое самой сути христианства слышится мне в этом общепринятом: «Спаси себя!». Господь воскрес, искупляя, спасая погибающий мир, а не собственную участь. Матросов и Гастелло для меня - праведники, как и многие другие представители страны «героев, мечтателей и учёных», вряд ли верующие в Царство. Земледельцы, воины, строители, учителя, врачи, рабочие – тоже творцы, созидатели. Без их скромного труда здесь «ничего бы не стояло». Не было бы ни избавления от Гитлера, ни свершений великой Антивампирии, ушедшей не в небытие, как считают некоторые её разрушители, а в бессмертие.
«Чтобы, умирая, мог сказать: «Вся жизнь и все силы отданы самому прекрасному – борьбе за освобождение человечества…»
Если добавить к известным словам Николая Островского «за освобождение человечества» - «от рабства Маммоны», – получится искомый христианский смысл. Царство Маммоны – современное общество потребления, о котором сказано, что нельзя служить двум господам.
И то, что многие «совки» положили души «за други своя»» безо всякой надежды на вечный рай, лишь увеличивает их подвиг. Об этом – моя баллада «Нас было много…». (Есть на сайте).
Большинство «труждающихся и обременённых» земной суетой ожидают заслуженного покоя на Небесах. Между тем, велено молиться:: «Да будет Воля Твоя на земле, как на Небе», то есть о сведении Небес на землю. Такое теоретически возможно, если бы удалось реализовать во всей полноте, взаимной востребованности и взаимопомощи таланты и креативность каждой личности, а человечество стало бы единым совершенным Целым, где «все за одного, один за всех».
Разумеется, это не утопия лишь для отдельных добровольцев. (Изания – альтернатива обществу потребления и революционному экстремизму). Ну а весь падший мир возможно искупить и преобразить только Спасителю. Новая земля (Новый Иерусалим) предсказаны в самом конце исторического отбора, когда Суд окончательно вырубит бесплодные смоковницы и отделит зерно от плевел.
Но что тогда означают слова Христа: «Не придёт Царствие Божие приметным образом, ибо Царствие Божие внутри вас»?
И ещё: «Если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. Рождённое от плоти есть плоть, а рождённое от духа есть дух».
И ещё: «не раб, а сын наследуют Царство». «Дай Мне, сыне, сердце твоё». Значит, Отцу необходим любящий наследник, верный продолжатель Его Дела. Но какое может быть «продолжение» в царстве вечного покоя? Каких подвигов и свершений ждёт Бог от человека в идеальной обители Света, где нет ни борьбы, ни тьмы, ни времени?
В общем, как ни крути, вопрос о смысле жизни как идеи, так и цели бытия, сводится ко вздоху Высоцкого: «А мы всё ищем правильный ответ, но не находим нужного вопроса». И вопрос этот – что же такое Царство Небесное?
Согласитесь, никакой расшифровки в Писании не дано - лишь символика Иоаннова «Откровения». Приходится призвать на помощь разум, сердце, интуицию и попытаться хотя бы прикоснуться к Тайне.
Трудно поверить, что мир сотворён Всевышним лишь ради нашего земного шарика - чтобы в конце времён присоединить его к Дому Отца и положить конец истории. Думается, речь идёт только о смысле земной истории. Бог, как творец бесчисленных миров («у Отца обителей много»), постоянно выходит в своём животворящем созидании за рамки собственного Абсолюта. Его блаженство и мука – не только в вечном преодолении тьмы и хаоса, но и в любви к верным сынам Своим, рождённым свыше «по образу и подобию» и тоже блаженным мученикам, сотворцам Творцу в этой схватке. И к искупленным Голгофой послушным «рабам». И даже к тем, кто кричит: - Распни Его! Даже к «богоборцам», которых часто бросает в поисках Истины из светлой крайности в тёмную (вспомните Савла-Павла). Ко всем, кроме теплохладных (моя хата с краю), «с молчаливого согласия которых происходят все злодейства на земле».
Вот где действительно «мёртвые души» - и они повсюду! Я об этом писала в «Последнем эксперименте» ещё в начале семидесятых (повесть есть на сайте).
Бог не может насильно спасать и сатанистов, сознательно отвергающих Замысел: «Ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идёт к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы».
Награда искупленным рабам Божьим – вечно-блаженный покой на преображённой земле, воссоединившейся с Домом Отца в совершенстве и любви.
«Ибо не послал Бог сына Своего, чтобы судить мир, но чтобы мир спасён был через Него».
Ну а лучшая награда для сынов-избранников (избравших) и «рождённых свыше», - не путёвка в вечный санаторий, а повестка на новый фронт уже в иные «лежащие во зле» миры. Восхождение по нескончаемой лестнице Замысла Отца. Для них райский Отчий Дом, где «тишь, гладь да Божья благодать» – лишь блаженный привал бойцов после земной битвы перед грядущими сражениями.
Думается, что их «Царство», которое «внутри» – вообще не пространственно-временное понятие, а состояние души, начинающееся уже на земле. Блаженно- творческое пребывание избранников в раю духовном. Это Царство повсюду, где нужна созидательная животворящая помощь. Братство бессмертных душ воинов-творцов, спаянных любовью. К Отцу, друг к другу и к общему Делу.
«Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рождённым от Духа».
Думаю, речь, скорее всего, идёт о приобщении «сынов» после земной жизни к духовному миру ангелов Света.
Появляться в горячих точках мироздания на призыв отчаявшихся. Помогать, утешать, вдохновлять, карать во спасение, создавать красоты невиданные во славу Божию и восходить на Голгофу.
Полагаю, что «основной инстинкт» – не только физиологическая потребность продолжить род, но прежде всего - духовная сверхзадача состояться в образе и замысле, снова и снова возрождаясь из пепла искушений. Богоподобие и бессмертие человека - в его способности и тяге к созидательному творчеству. Речь, повторяю, не только о науке и культуре, но и о самых простых профессиях, где человек «нашёл себя». Ведь нет предела животворящему творческому поиску и совершенству в любой созидательной области бытия. Здесь сказать: «Я достиг всего» равносильно смерти, коллапсу. Здесь земной смысл, мука и счастье восхождения в творчестве сливаются со смыслом вечным, божественным.
Здесь даже атеисты веруют, что восходящие рядом в связке подхватят, продолжат твоё дело. «Чтобы, умирая, воплотиться в пароходы, строчки и другие долгие дела…» Без тех, кто рядом, до нас не дошли бы ни Пушкин, ни Чайковский, ни Циолковский, ни Джиоконда.
Лестница творческого и духовного восхождения, преодолевая личностные и земные границы бытия, ведёт к Самому Творцу – т.е. в бесконечность великих свершений. В бессмертное царство Духа, Любви и Свободы.
Бесконечность свершений – бесконечность этой Лестницы, символического Смысла Жизни. Крутых ступенек и едва заметных – каждому дню свои испытания (искушения), которые преодолеваешь, чтобы двигаться дальше. Это и есть «Царство внутри нас», - богоподобное состояние души, начинающееся уже здесь, на земле, если это Царство (Дело Отца) свободно возлюбить со всей сыновней самоотверженностью.
Размышлять о смысле жизни можно лишь теоретически – слишком много составляющих, чтобы предугадывать смысл отдельных судеб в кажущемся хаосе перемещений, встреч, столкновений, разговоров, важных или незначительных событий, где пустяки вдруг оказываются судьбоносными и наоборот. Этот сложнейший сценарий принадлежит Богу – кого, с кем, с чем и в каком тысячелетии столкнуть, а нам дана свобода хорошо сымпровизировать свои роли, стараясь не выходить из образа и не нести отсебятину. Мы свободны в этом действе, пока не упадёт занавес, – даже можем самовольно станцевать партию не белого лебедя, а чёрного. И Творец вздохнёт, но не удивится нашему непослушанию - не потому, что нас запрограммировал, а потому, что просто знал, чем этот свободный танец кончится. Ведь Он – вне времени!
Не исключено, что некоторые приходят в мир лишь затем, чтобы, как булгаковская Аннушка, разбить перед трамвайными путями бутылку с постным маслом или молвить невзначай вроде бы ничего не значащую фразу, кардинально изменив этим чью-то незнакомую жизнь.
«И в Евангелии от Иоанна сказано, что слово – это Бог». Во всяком случае, – оружие. Что уж тут говорить о книгах, о всяких там масс-медиа, где уже не одиночные выстрелы, а целые канонады шальных слов обрушиваются на мир - со всеми желательными и нежелательными последствиями. Причём пальба эта продолжается зачастую уже после земной жизни автора, подкидывая ему полешек в адские котлы. Хоть я в таковые и не верю.
В чём, например, смысл вроде бы сугубо отрицательной жизни Дантеса? Наверное, не только в том, чтобы убить Пушкина (кстати, в честном поединке). Ведь у него потом была долгая жизнь – жена, дети, свои отношения с Богом. Может, и покаяние, и дела милосердия, и вообще вдруг он свою жизнь вообще кончил праведником – нам об этом неведомо. Убийца Пушкина и точка. Какие же из нас судьи?
И ещё пример. Более ста лет назад один не слишком известный автор написал книгу под названием «Отцеубийца». Там одна простая женщина обращается к главному герою с мольбой о заступничестве. И есть такие строчки:
«Странно! При организованном управлении, когда начальники, диамбеги, судьи, приставы и всякие другие чиновники наводнили страну, как муравьи, и делали вид, что чинят правосудие, простая, ни в чём не повинная женщина умоляла человека, совершившего убийство, защитить её от несправедливости».
Этого человека (героя-разбойника) звали Коба, что по-турецки означает «Непримиримый».
Вряд ли автор цитаты мог предполагать, что её когда-нибудь прочтёт грузинский мальчик-семинарист, что-то в его мозгу щёлкнет и изменится ход истории. И, разумеется, отверг бы версию, что смысл его жизни именно в написании этих строк. Да это и не так, это лишь видимая нам часть айсберга. А под ней - многотонная спрессованная глыба других событий, перипетий и искушений из жизни автора, в значимости которых по силам разобраться лишь самому Всевышнему.
Если уж продолжить предыдущее сравнение Творца с великим сценаристом, то попытайтесь представить себе пьесу, где смысл жизни каждого участника – написанная для него роль. В этой необычной пьесе каждый является одновременно и главной героем и второстепенным статистом для других. Примерно как в фильме Куросавы «Расёмон», где одна и та же история рассказывается с позиции нескольких участников совершенно по-разному. Предыдущий главный персонаж в изложении другого – всего лишь тень.
Но у Куросавы эти метаморфозы происходят последовательно, а в нашей пьесе – одновременно с миллионами участников. Причём актёры имеют право вносить в свои роли любые поправки, из-за чего положительные персонажи порой становятся отрицательными и Автору приходится постоянно корректировать сценарий. Переставлять декорации, вводить в действо своих суфлёров и посланников, придумывать по ходу дела всевозможные катастрофы, несчастья и прочие препоны-искушения, чтобы одних героев вообще досрочно отозвать, а других вразумить, снова вернув в образ. Удаётся это крайне редко, хотя никто из актёров не знает, в каком акте его роль закончится.
Потом занавес неизбежно падает. Одним выносится строгий выговор, других вызывают на худсовет, третьих отправляют на заслуженный отдых. Ну а четвёртые «просыпаются знаменитыми», и великий Драматург-постановщик зачисляет их навечно в свою труппу – ведущими актёрами, режиссёрами, художниками и т.д. Это – «верные», которым можно поручить всё, вплоть до самостоятельной постановки в иных мирах необъятного инновационного репертуара Творца.
Ну а об участи уволенных и подумать страшно.
Хочется верить, что Господин не будет наказывать за творческие инновации – ведь Он любит «горячих и безумных» во имя Своё! Он отвергает отвергающих Замысел и «теплохладных».
Общество теплохладных – это общество убийц, где твои таланты «от Бога» и прочие бесценные дары никому не нужны. Где человек не может достучаться до других, даже когда за ним гонятся «разбойники» (тоска от невостребованности, желание её утопить в вине и дурмане, навязчивые мысли о суициде и т.д.). Или же талант в личности убивают, как случилось ещё с героем гоголевского «Портрета» – соблазняя променять Божий дар на яичницу.
Этими убийцами могут стать чиновники, заказывающие портреты вождей, толстосумы (портреты жён, детей, любовниц и «себя любимого»), или рыночные вкусы толпы – суть беды от этого не меняется. Общество провозглашает «Никто не забыт!» лишь в адрес мёртвых, само становясь мертворождённым. И всё это с молчаливого равнодушия теплохладных. Мы нахлебались и номенклатурной цензуры перестраховщиков, и извращений денежных мешков, и демократий типа «Распни его!»
Тут неизбежно возникает второй вечный вопрос: «Что делать?» Как же всё-таки жить-быть нам, немощным, если тебе не дают исполнить главное – смысл жизни, призвание? Когда уходит жизнь, когда уже «близ, при дверях», когда власть порой явно рулит не туда, и «теплохладна» даже Церковь, призывающая на этой войне трусливо «спасать себя».
Не осуждена ли будет в последние времена?
«И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: Но как ты тёпл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих».
В песне о мгновеньях, которые «свистят, как пули у виска, и раздают кому позор, кому бессмертие» – герой полжизни ждёт «своего мгновения». Этого делать не стоит, потому что все мгновенья – твои. Потому что «нам не дано предугадать» и надо, как опять же справедливо советует Роберт Рождественский, «просто помнить долг». И тогда последнее мгновенье станет первым, а земной конец – началом.
«Делай, что должен, говори, что знаешь, и будь что будет» - ещё один полезный рецепт.
Я не принадлежу к единомышленникам Ивана Ильина, но у него есть практический совет, под которым подписываюсь:
«Службу преврати в служение, работу – в творчество, интерес – во вдохновение. «Дела» освяти духом. Дела, заботы возвысить до замысла, жизнь освятить идеей, или, что то же самое, ввести себя в предметную ткань дела Божия на земле».
Мы должны помочь друг другу освободиться от рабства «лежащего во зле» мира, в том числе и от собственного уныния, безо всяких войн и революций. Можно по-разному относиться к Интернету, но всё зависит от того, во зло его употреблять или во благо, создав альтернативное общество взаимовостребованности и взаимопомощи на основе Интернета и иных средств мобильной связи –Изанию.
Наше время уходит, «сейчас позже, чем кажется». Лично я, разумеется, страдаю от отсутствия Изании, но всё же писателям легче – рукописи, как известно, не горят. Особенно сейчас, когда есть Интернет. Но как быть другим, невостребованным, чьё дело «сгорает» от часа к часу и «молчанием предаётся Бог»?
Подробнее на нашем сайте в статье «Изания – выход».
|