WHO IS Ю.ИВАНОВА?
(о
себе по просьбе читателей)
Член Союза Писателей России.
Родилась, училась (журфак МГУ и Высшие
Сценарные Курсы).
Первый рассказ напечатан в 1958-м
году в журнале "Смена". Командировки по стране, рассказы, очерки,
репортажи.
Замужество (мужа не меняла), рождение
дочери, дипломный сценарий "Откройте - свои" на ура принят на "Мосфильме".Однако
"зеленой улицы" на мои "нетленки" не было - хвалили, заключали
договоры, даже выплачивали деньги, но затем на неких высших инстанциях воздвигались
неведомые "табу". Конкретно ничего не говорили - просто приостанавливали,
отменяли, запрещали.
Устроилась на штатную работу на телевидение
(т/о "Экран", сценарная мастерская), сделала несколько документальных
и игровых фильмов, написала две повести, одну из которых ("Последний эксперимент")
удалось напечатать лишь в журнальном варианте и в сборнике фантастики, в то
время как ее издали, кажется, все страны соцлагеря. А детская повесть, пролежав
несколько лет в Детгизе, вообще попала в "крамольные", хотя диссиденткой
я никогда не была - просто предвидела "ловушки", в которые мы через
пару десятилетий не замедлили угодить. Сейчас эти мои "пророчества",
Бог даст, будут изданы.
Самым мучительным в те годы было
ощущение потраченных зря сил и времени. Пыталась от скуки вести достаточно бурную
"светскую советскую жизнь", потом все окончательно опротивело, включая
пишущую машинку.
И я "замыслила побег".
Поначалу снимала "домик в деревне", затем построила зимнюю дачу в
Подмосковье и на четверть века "исчезла с экранов радаров". Не покидало
ощущение, что какая-то неведомая сила специально подсыпала мне хинин в общепринятые
радости бытия, чтобы усадить за чистку старых кирпичей и бесконечную прополку
(первое время, кроме травы, на участке ничего не росло). И думать, думать: друзья
и домашние считали, что у меня "съехала крыша", я же постепенно начала
догадываться, Кто так жестко управился с моей жизнью. Да и всегда ею руководил
- вдруг наполнились неожиданным тайным смыслом и "случайности", и
бесконечные, с самого детства преследующие меня внутренние и внешние "табу",
вплоть до запрета браться за перо.
Мне было велено наедине с кирпичами
и сорняками разобраться в чем-то самом главном.
В Бога я верила всегда, как в некое
абсолютное надмирное начало, высший разум. Занималась в астрономическом кружке
при планетарии, часами торчала на балконе с телескопом и едва не спятила, пытаясь
представить себе вселенную, не имеющую конца. В школьном дневнике сохранилась
запись родителям: "Смеется на уроках дарвинизма". Я не верила, что
человек от обезьяны, но не верила и в то, что Непостижимому и Всемогущему есть
до меня какое-то дело. И вместе с тем все явственней ощущала Его присутствие
- не в другом измерении, а где-то совсем рядом. Будто Он чего-то хочет от меня,
и вот-вот состоится Встреча, которой я одновременно страшилась и жаждала.
Дальше - тишина. Пережившие "Встречу"
меня поймут. Хоть я и дерзнула попытаться передать личный духовный опыт, рассказывая
в романе о путях поиска Истины Ганей и Иоанной. Прозрение, озарение, поворот
неведомого ключа. И вот уже все иное - и мир, и ты сама. Иная шкала ценностей.
Скажу только, что, ожидая приказа (Что я должна делать, Господи?), услыхала
неожиданное: "А что ты сама хочешь?" И тогда дерзнула попросить, ни
секунды не колеблясь: "Открой мне тайны Твои".
Верующие знают, как это бывает: будто
спрашиваешь сам, а ответы как бы за кем-то повторяешь вслух.
На следующий день пришла женщина,
снимающая у соседей дачу, и попросила разрешения оставить у меня на месяц чемодан.
"В надежном месте,- как она выразилась, - Если хочешь, можешь почитать".
В чемодане были книги - сочинения Святых Отцов и русское религиозное возрождение
серебряного века. Читала запоем, с наслаждением, получая ответы на вопросы,
которые задавала себе всю жизнь. Был конец семидесятых.
Началась новая жизнь - при отсутствии
внешних событий полная борьбы, испытаний, чудес и катаклизмов. Порой хваталось
за, казалось бы, непосильное, вроде спасения алкоголиков и бездомных, вернувшихся
из тюрьмы. Иногда Господь свершал на моих глазах воистину невозможное - если
бы не свидетели, сама себе бы не поверила.
Пришла к выводу, что народ вокруг
не столько неверующий, сколько темный, непросвещенный в духовном плане, особенно
интеллигенция, однако прикоснуться хотя бы к основам христианства невоцерковленным
негде. Получался замкнутый круг. "Напиши, что Я сказал тебе, в книгу"-
был ответ, когда я наугад открыла Библию, иногда поступая так в минуты сомнений,
хотя священники и не одобряют подобное "гадание".
Села за машинку без надежды когда-либо
опубликовать - писала о пути нашего поколения к Богу. Книга была почти закончена,
когда все вокруг стало неудержимо меняться в сторону какого-то коллективного
безумия, затяжных прыжков без парашюта. Самоубийство народа - так я с самого
начала восприняла "перестройку", а развал страны - как вселенскую
катастрофу. Дело не только в надругательстве над священной для меня землей,
но и над нашей шкалой ценностей, которые для меня всегда были, по выражению
Бердяева, "входом к Богу с черного хода".Да, мы жили в условиях осажденной
крепости. Да, приходилось отстреливаться, иногда по предателям, иногда попадая
в своих, но противостояла нам сила, убивающая уже не тела, а ДУШИ, что по определению
Господа куда страшнее! Это тот самый случай, когда "молчанием предается
Бог".
Так моя книга стала "оружием",
с помощью которого я попыталась отстоять в меру своих слабых сил наши ценности
от "тленностей". Не устаю благодарить Господа за дар слова , потому
что самым для меня мучительным было ощущение бессилия перед злом, безнаказанности
зла. "Терпи и спасешься", - говорили мне. Но что терпеть? Страдания,
поругание и боль других? Ведь лично мне "перестройщики", вроде бы,
ничего плохого не сделали. Господь заповедал нам стойко переносить собственныые
скорби, а не равнодушно взирать на муки других. Главное, что я поняла: новозаветная
заповедь о "любви к Богу превыше всего и к ближнему, как к самому себе"
- не просто нравственно-этический закон, а Формула жизни, единственно возможный
способ бытия. Где каждая часть живого целого жива, лишь добросовестно, а при
необходимости и самоотверженно служа этому Целому и другим его частям, помогая
им исполнить предназначение, состояться в образе и замысле Творца. Попросту
говоря, рука должна не только быть для всех и Целого надежной рукой, но и помогать
сердцу, голове, ногам, печени как можно лучше исполнять свои фукнкции во имя
жизни Целого, а значит, и лично своего бытия. Временного - на земле и вечного
- в Царствии - кто во что верит. Взаимозащита, взаимообеспечение, взаимодополнение,
взаимопомощь и благоразумное взаимоограничение (нет клеткам -хищникам!) основа
жизни. На этих принципах основан изложенный в романе проект Изании как объединения,
взаимовыручки "наших" всей земли перед угрозой "нового мирового
порядка". Преуспеть в жизни - это не подмять под себя других, а помочь
друг другу состояться в образе и замысле Творца, исполнить предназначение.
Изания - революция сознания, замена заинтересованности материальной заинтересованностью
духовной. Для неверующих - это возможность жить без кровососов, полностью реализуя
свой духовно-творческий потенциал, а для религиозного сознания - путь в Царствие.
Потому что система, основанная на безудержном разрастании одних клеток за счет
других и Целого, в корне противоречит Замыслу - это опухоли, сродни раковым,
приводящие к разрушению и смерти. Хищничество, гордыня, самость, отпадение от
других и Целого - не просто грех непослушания Творцу - это непригодность к жизни,
подписание себе смертного приговора. Вавилонская блудница, царство торжества
материи над духом , осужденное Творцом на страшную казнь в конце времен согласно
"Откровению" - вот куда нас пытаются втянуть. "Выйди от нее,
народ Мой", - таков приказ Спасителя.
Не знаю, удалось ли рассказать о
себе - теперь сама порой не разберу, где обо мне, где о моих героях, мои это
или их мысли. А может, не мои и не их - главы об Изании будто надиктованы, не
успевала записывать. В лесу, в транспорте, по ночам. Очень боялась - что-то
случится, не успею.
Знаю
одно: я - лишь исполнитель Воли, которой не просто подчинилась, но сама буквально
выпросила именно эту, достаточно рискованную судьбу - ведь на Суде теперь отвечать
придется не только за себя. А концепция книги далеко не всегда совпадает с социальной
политикой патриархии.
О
многом пришлось и умолчать - не только мои тайны.
И
напоследок традиционное: о чем мечтаю? Оживить Изанию, "сказку сделать
былью". Может, я неисправимый "совок", но почему-то не стыжусь
в этом признаться.
**********
Юлию Иванову я знаю с 1962 года, когда
она пришла в мою творческую мастерскую, поступив на Высшие Сценарные Курсы после
нелёгкой победы на отборочном конкурсе. Уже тогда её представленные на конкурс
очерки и рассказы отличались необычной по тем временам масштабностью представления
о роли человека в мире, размышлением над самыми "глобальными" вопросами
бытия.
Её дипломный сценарий "Откройте
- свои" - о советской девочке, искалеченной в фашистском концлагере в условиях
"естественного отбора" и превратившейся в озлобленного волчонка, а
затем постепенно оттаивающей под влиянием иных, христианских ценностей взаимопомощи
и добра, получил высокую оценку и был сразу принят на Мосфильме. Хотя и лёг
впоследствии на полку по "не зависящим от автора причинам".
Надо сказать, что и дальнейшая творческая
судьба Юлии Ивановой сложилась непросто - видимо, из-за всё более проявляющегося
духовно-религиозного смысла её произведений, отпугивающего номенклатурных цензоров.
Её повесть "Последний эксперимент" ("Земля спокойных") -
о "мёртвом" человечестве, потерявшем глубинно-духовную связь друг
с другом, увидела свет на родине лишь в журнальном варианте и в сборнике фантастики,
хотя и обошла полмира. А пророческая книжка "В стране ловушек" ("Лунные
часы"), где автор предупреждает об опасностях, грозящих гибелью советскому
строю, пролежав несколько лет в Детгизе, превратилась в многосерийный мультфильм,
который даже в выхолощенном виде так напугал цензоров, что был после единственного
просмотра снят с эфира.
Юлия Иванова работала штатным редактором-сценаристом
на телевидении (т/о "Экран"), по её сценариям снято немало игровых
и документальных фильмов.
Последние двадцать лет она жила в
своеобразном "затворе", купив дом в Подмосковье. Работала над романом
о путях её поколения к Богу. Роковое для страны десятилетие "перестройки"
внесло в книгу неизбежные коррективы - опираясь на огромный документальный материал,
автор по-новому, с духовно-религиозных позиций, исследует роль Иосифа Сталина
в отечественной и мировой истории. А также пытается ответить на извечный наш
вопрос: "Что делать"? - придумав проект Изания (Исповедники Закона
Неба), модель "коммунизма с богочеловеческим лицом" - не социальной,
а духовной Революции Сознания, на базе нашего самобытного исторического пути,
духовного наследия святых отцов, религиозных мыслителей и "красных мучеников".
Двухтомник "Дремучие двери",
вышедший в 2000 году в издательстве "Палея", не только является глубоким
анализом катастрофы, происшедшей с нашей страной, но и обладает несомненными
литературно-художественными достоинствами.
ВИКТОР
РОЗОВ 2000-09-19
|
|